Вторичные материальные ресурсы
Идея разработки ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" базируется на стыке путей решения двух взаимосвязанных между собой проблем - предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и сырьевого обеспечения отраслей экономики вторичным сырьем (ресурсосбережения). В определяющей степени это объясняется тем, что отходы как объект управления и государственного регулирования имеют две особенности, обусловленные двумя принципиально различными свойствами отходов.
С одной стороны, отходы - это источник негативного воздействия на человека и окружающую среду, с другой – источник постоянно пополняемых (условно "возобновляемых") материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, которые принято называть вторичными материальными ресурсами (ВМР). Масштабы "воспроизводства" ВМР в России в виде промышленных отходов можно оценить примерно в 3 млрд. т/год (более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых)
Сформировавшаяся в России система правового регулирования обращения с отходами ориентирована, главным образом, на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, т. е. на регулирование обращения с отходами как с загрязнителями окружающей среды. Правовое регулирование обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами практически отсутствует. В ФЗ "Об отходах производства и потребления", например, отсутствуют определения таких базовых понятий, как "вторичные материальные ресурсы" и "вторичное сырье". Отсутствуют правовые нормы, регламентирующие обращение с отходами как с вторичными материальными ресурсами. Ответственность за организацию сбора и переработки отходов возложена на органы управления муниципальными образованиями, однако, в сложившихся в России нормативно-правовых и экономических условиях у них (за некоторым исключением) нет достаточных ресурсов для организации промышленной переработки отходов как ВМР.
Все это оказывает сдерживающее воздействие на уровень использования отходов в хозяйственных целях.
Вовлечение отходов в производство
Глубина вовлечения вторсырья в промышленность зависит от текущего спроса. Спрос, в свою очередь, зависит от развитости промышленности.
Кроме этого, как было принято во времена СССР, надо искать "резервы".
Реализация такого подхода к решению проблемы вовлечения отходов в производство требует ряда мероприятий, реализуемых, прежде всего на государственном уровне, к которым относятся:
- создание особых нормативно-правовых условий для использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к вовлечению отходов в хозяйственный оборот (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, государственной экологической экспертизы и лицензирования деятельности). В частности, природоохранные инструменты и механизмы государственного регулирования отходов можно было бы использовать в целях введения ограничений на захоронение общераспространенных ВМР, экономического стимулирования сбора и переработки отходов как ВМР, стимулирования технического перевооружения производственной базы;
- создание особых нормативно-правовых условий для применения традиционных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и использования ВМР;
- введение на законодательном уровне специальной системы всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов.
Формирование упорядоченной системы взаимодействия и управления смежными сегментами рынка вторичных ресурсов, а также поддержка со стороны государства, позволит:
- проводить общую техническую, ценовую и поведенческую политику на рынке;
- обеспечивать его динамичное развитие и прогнозируемость;
- способствовать установлению прочных связей между хозяйствующими субъектами, эффективности их работы.